фонд
 
ENG

ФОНД «МАЯЧНЫЙ»

 
   
RUS
 
       
                 
         
 
 
главная

Плавмаяк Ирбенский

 
     
 
о фонде

Краткая справка

Год постройки маяка — 1962 год

Длина маяка — 43,4 м
Ширина по миделю — 9,5 м
Осадка с полным грузом — 3,5 м
Водоизмещение — 570 т
Скорость хода — 8,7 узла
Экипаж — 19 человек

История постройки и основные характеристики

История плавмаяка Ирбенский начинается в 1950-х гг.
С ростом количества и тоннажа заходящих в Рижский залив коммерческих судов рифы, банки и мели Ирбенского пролива представляли все большую угрозу безопасности судоходства. Советское правительство стояло перед выбором – улучшать навигационное оснащение опасного пролива или или увеличивать издержки по фрахту и страхованию судов.

В конце 1950-х гг. Советский Союз заказывает у Финляндии на верфи Лайватеоллиссус два плавучих маяка – один уходит на Каспий и заменяет плавучий маяк Астраханский приемный еще дореволюционной постройки, а второй, Ирбенский, в 1962 году устанавливается в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе.

Плавучий маяк проекта №852 стал последним судном такого типа, появившимся в нашей стране. Одновременно, Ирбенский и Астраханский приемный оказались последними построенными обитаемыми плавучими маяками во всем мире.
Когда разрабатывался проект №852, использование плавучих маяков как класса средств навигационного оснащения в ведущих морских державах постепенно завершалось. Поэтому в Ирбенский и Астраханский приемный инженеры вложили весь накопленный к тому времени опыт строительства и эксплуатации светящих судов.

Ход плавучего маяка обеспечивал дизельный двигатель германского производства мощностью 375 индикаторных сил, средняя (экономическая) скорость хода составляла 7 узлов.
Вспомогательные дизельные двигатели с электрогенераторами обеспечивали судно электроэнергией на ходу и во время стоянки на позиции.

Отопление судна производилось дизельным парогенератором.
Запас дизельного топлива достигал 90 т, питьевой воды – 46,5 т, что обеспечивало 10 – суточную работу главного двигателя, 120 суток работы паро- и электрогенератора и 50 – суточную автономность по питьевой воде и аналогично – по провизии (данные приведены из формуляра на плавучий маяк).

На палубе маяка был установлен поворотный кран, рассчитанный на нагрузку до 2 т. Плавмаяк оборудовался моторным лоцманским катером и двумя весельными спасательными шлюпками.

Корпус маяка разделен семью водонепроницаемыми переборками. Непотопляемость судна обеспечивалась при затоплении двух смежных отсеков из восьми.

Команда судна составляла 19 человек, размещавшихся в 13 одноместных и двухместных каютах. Одна из кают предназначалась для размещения лоцманов, которых, правда, на плавмаяке не присутствовало.

Над центральной частью судна возвышается мачта светового маяка, выполненная в виде полой металлической трубы, внутри которой находится лестница для доступа в фонарное сооружение.
Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 м, дальность видимости – 12 морских миль.

Светооптический аппарат для Ирбенского был заказан в Швеции на фирме AGA. Свет силой 1700 кандел, исходящий из пояной линзы полуметрового диаметра с фокусным расстоянием 250 мм, удерживается в горизонтальной плоскости с помощью маятниковой системы. Для ее работы почти до киля протянуты тросы, балансирующие линзу во время волнения на море.
Помимо основного, белого маячного огня, плавучий маяк нес красный огонь, зажигаемый во время движения и при нештатных ситуациях, чтобы не дезориентировать судоводителей, наблюдающих плавмаяк.

Кроме светового маяка плавмаяк Ирбенский оборудован наутофоном (звукосигнальной установкой) и радиомаяком, включаемыми в условиях тумана.

Наутофон ЛИЕЖ-300 того же производителя, что и светооптический аппарат, сообщал проходящим в радиусе 4 миль судам о позиции плавмаяка звуком низкой тональности, испускаемым из четырех излучателей, смонтированных на отдельной мачте ближе к корме судна.
Радиомаяк MPM-54 отечественного производства использовал 15-ти метровую проволочную антенну, натянутую между мачтами, для передачи азбукой Морзе туманного сигнала «ПМ» на расстояние 15 морских миль.
Синхронность работы обоих этих устройств позводяет экипажу проходящих мимо судов легко подсчитать расстояние до плавмаяка, для чего необходимо оценить задержку наутофонного гудка относительно радиосигнала.

Среди штурманского вооружения на плавмаяке имелись два комплекта устройств для двухсторонней радиосвязи (основной и аварийный), радиопеленгатор, эхолот и радиолокационная станция.

История эксплуатации

Первая пробная установка плавмаяка произведена с 2 августа 1962 года по 19 января 1963 года. С 5 мая 1963 года маяк устанавливался на позицию 57° 51' с.ш., 21° 37' в.д. на постоянной основе, неся свою вахту с 1 апреля по 1 декабря.

Регулярное снабжение плавмаяка всем необходимым и смена членов команды велись по морю из Вентспилса. Туда же, в порт своей приписки, Ирбенский приходил на зиму.
Раз в два года не нем проводился капремонт двигателей, для чего судно ставилось в сухой док.

Серьезных происшествий с Ирбенским не было: в 1969 году плавучий маяк сорвало ураганом, в 1982 году пришлось заменить сломанную наутофонную мачту вместе с самим наутофоном.

В 1985 году завершилась постройка стационарного маяка Ирбенский на гидротехническом основании в районе банки Михайловская, и плавучий маяк Ирбенский был снят со своей позиции.

Следующим пунктом его установки стала начальная точка глубоководного фарватера, ведущего в порт приписки Ирбенского - город Вентспилс, выросший к тому времени до одного из основных незамерзающих портов СССР на Балтике. Однако, немалые затраты на содержание приемного плавмаяка в Венспилсе не имели большого смысла, и после года с небольшим на новом месте плавмаяк остался без работы.

С тех пор прошло всего четыре года, а мир, окружающий маяк, изменился до неузнаваемости. Современный и молодой по карабельным меркам плавучий маяк остался без дела и перспектив в чужой отныне стране.

В 1994 году Ирбенский был отбуксирован в Балтийск, а затем - в Ломоносов, на базу 607 ОДнГС. Из стоящего у причальной стенки судна решено было сделать штаб дивизиона. С тех пор Ирбенский 15 лет стоял у причальной стенки, а на его борту шла размеренная штабная жизнь.

Спокойная жизнь плавучего маяка закончилась на судне в 2009 году, когда он был списан с флота и летом 2009 года оказался выставленным на торги в качестве неразделанного лома по цене немногим более миллиона рублей. Но, к счастью, тогда покупателя не нашлось.

Сегодня плавучий маяк Ирбенский стоит все там же в Ломоносове у причала, но холодный, темный, оставленный людьми и местами разукомплектованный.

Но все еще есть надежда, что последний плавучий маяк в России избежит печального конца в руках "крепких хозяйственников".

Подробнее о борьбе за последний плавмаяк читайте здесь

Для подготовки материала была использована следующая информация:
http://www.plavmayak.spb.ru/ - последний плавучий маяк России

   
     
наши проекты
   
     
sos! они под угрозой!
   
     
контакты
 
   
 
 
     
 
новости
   
     
 
ссылки
   
       
     
 
 
       
         
     
 
         
     
 
         
     
 
 
© 2010-2012 «mayachny.ru», Сайт оптимизирован для просмотра в Google Chrome, При использовании информации с нашего сайта необходимо сделать ссылку на источник